|
Танго как популярный танец периода 1860х-1960х гг.
ТАНГО КАК ПОПУЛЯРНЫЙ ТАНЕЦ ПЕРИОДА 1860х – 1960х гг.
Лекция с видеоархивом: Рубен Тербалька, в прошлом профессор Университета Танго Буэнос-Айреса (а
также один из старых милонгерос, по прозвищу «Милонга», чей двоюродный
дед, в 1914 году прибывший в БА из Одессы, уже в 1928 издал танго
собственного сочинения)
Конспект и перевод: Наталья Орлова. Текст с примечаниями одобрен автором для публикации.
Содержание
данного текста является частью неопубликованной книги. Его
воспроизведение разрешается исключительно на условиях указания имени
автора, личного веб-сайта автора http://www.rubenmilonga.com.ar/, имени переводчика и нижеследующей оговорки:
Лекция
представляет собой схематическое сжатое изложение, но не исчерпывающее
объяснение сложного социального процесса, поскольку сто лет эволюции
нуждаются в большем объеме и времени для описания. Все периоды развития
датированы здесь приблизительно.
Танец, известный нам
как аргентинское танго, ведет свой род с обоих берегов устья реки Ла
Плата – из Буэнос-Айреса и Монтевидео; справедливости ради его стоило бы
называть Tango Rioplatense.
Слово «танго» на языке кимбунду
африканских народностей группы банту означает «место встречи». Первые
свидетельства об официально разрешенных негритянских вечеринках в
Аргентине относятся к началу XIX столетия. В 1865 году население БА
составляли 100000 чел., из них каждый третий – чернокожий. Сегодняшняя
агломерация Большой Буэнос-Айрес насчитывает ок. 14 миллионов человек, и
мулаты за это время ассимилировались.
По окончании гражданской
войны в 1861 году демобилизованные солдаты осели на окраинах столицы. Их
было семь тысяч деревенских мужиков, примерно половина – молодежи, и
все хотели кутить. Местные отнеслись к ним без дружелюбия, особенно
испанцы и горожане, так что дембеля отправились тусоваться с неграми.
Танцы
проходили на открытых площадках, за городской чертой или в «черных
кварталах». Вели партнеры лбом, объятие если присутствовало, то
минимальное. Кандомбе изначально было открытым танцем, т.е. танцем без
объятия. Однажды стало модным оставаться в объятии, и началась история
стилей танго.
1. Canyengue (канженге) первые свидетельства очевидцев относятся к 1870м; в моде до 1930x образцовый танцор: El Pibe Palermo
Канженге
имеет те же корни, что и негритянский танец кандомбе (открытый, как мы
помним), поэтому поначалу пара двигалась на своих осях. Из канженге в
дальнейшем возникло танго орижеро и привнесло объятие «треугольником». (В
том стиле канженге, который энтузиасты танцуют сейчас, партнер
подпирает своим телом партнершин вес, что дает паре характерную
«стекающую» постуру на основательно подогнутых коленях. – Прим. Н.О. по
материалам семинаров Р.Т.)
Естественная земляная
танцплощадка диктовала шаг вприпрыжку. А еще в пыли можно было рисовать
ногами; известно о танцоре, выписывавшем таким образом свое или чужие
имена. Характерными чертами танца были пробежки (corridas), украшения
ногами и согнутые колени. Уже присутствовали очо с разворотом бедер, но
не было "традиционного” танговского креста. Негры вели партнершу рукой
за… область крестца, чувствуя себя при этом вполне невинно и
естественно. Солдатам понравилось. Общественность пришла в ужас. Еще 40
лет назад венский вальс на дистанции вытянутой руки порицался
католической церковью.
Гендерные определения мужчины и женщины в
танце строго различались (что получило продолжение во всех стилях
танго). Существовали фигуры «чисто мужские» и «чисто женские». В
негритянском канженге головы танцоров опущены. Эль Качафас в процессе
перехода от канженге к орижеро распрямил постуру, подобно танцору
фламенко.
2. Tango Orillero (орижеро) 1880 – 1960 образцовые
танцоры: El Cachafaz и, после эволюции танца, Juan Carlos Copes.
Последний, знаменитый своей сценической хореографией, был принят и в
обществе милонгерос. Так он танцевал для себя среди своих.
У
черных было канженге. У белых, бывших солдат, бывших гаучо, которые
тоже в большинстве своем ни разу не ступали по иному полу, нежели
земляной, было танго орижеро (orilla – граница города). С появлением
канженге танго еще не обозначало род музыки – лишь способ танцевания. В
ходу были полька, ранчера, милонга (не та, что сейчас), хабанера,
куадрижа, лансерос. В пору орижеро произошел своего рода музыкальный
ремикс и возникла музыка танго.
Белые позаимствовали у негров
чувственность, добавили состязание в элегантности и изрядную долю
бордельного юмора. Большинство танцевальных фигур имели грязный
подтекст, отражающий сексуальные ситуации. Ганчо считалось очень
эпатажной и очень мужской фигурой – ни в коем случае не женской.
Неудивительно,
что в границах города этот танец был запрещен. Но музыка преодолела
границы и захватила Байрес. Девушкам, разучивавшим ноты, страшно
хотелось танцевать, но отцы и братья, будучи в курсе происхождения
танца, тому противились. Тем временем пышные бордельные пирушки открыли
танцорам шикарные плоские полы из дерева и других материалов. Стилистика
движения стала больше привязана к полу, как бы ласкаемому ногами.
Последовавшую с года этак 1904-го легализацию танго можно считать маленькой феминистической революцией.
3. Tango liso, Tango de Salon (танго-салон) 1904 – 1955 образцовые танцоры: Beatris y Tito (Jorge Titos)
1904:
музыка танго популярна, танец разрешен, но только в форме шагов, без
фигур и контакта в корпусе. Пара танцует на своих осях, просвет между
телами минимален. Ничто иное танго-салоном не является.
Так стали
танцевать в некоторых городских домах, на твердом гладком полу. Отсюда
принцип «ласкайте пол», не отрывая стопы (что до сих пор актуально для
всех стилей, кроме канженге). Отрывать ногу от пола, «подпрыгивать» в
шаге или сгибать колени, как это делали на земляном полу – означало
грешить против качества танца. (Все же, если присмотреться к видеоиллюстрациям, нога ведется низко-низко над полом и делает «топ», а не «шарк». – Н.О.)
Никаких излишеств. Единственное, чем позволялось выделяться хорошему
танцору, это качество и утонченность, чуткость, деликатность движения.
Бордели,
в свою очередь, превратились в процветающий бизнес. Число иммигрантов
увеличилось до миллиона одиноких мужчин, которые, коротая время в «залах
ожидания», зубоскалили между собой на темы негров и секса. Эти же залы
сделались средоточием развития культуры, от музыкальных презентаций до
изобретения танго-связок. Бордели уподобились дворцам, богачи проводили
там частные вечеринки. Иногда, пока семейство в отъезде, они забирали
бордель на дом. Приглашались лучшие девочки, лучшие танцоры орижеро и
лучшие музыканты. Даже певческая карьера Гарделя поначалу была связана с
борделями.
Лучшие танцоры оценили прелесть гладкого пола, а,
отведав хорошего пола, становились еще лучшими танцорами. Орижеро на
паркете стало называться bailar con cortes (1930-1960), что означало прерывание фигурами гладкой поступи tango liso. 4. Medio Corte Elegante 1945 – 1960 образцовый танцор: "Filipinis”
Исчезла
связь фигур с их эротическим подтекстом. Многие «подкованные» танцоры
пожелали танцевать фигуры в элегантной и скромной манере. К этому
направлению относится стиль Villa Urquiza.
5. Tango Apilado (танго апиладо) 1929 – 1960
Районы
Буэнос-Айреса разрослись. Каждый из них обрел собственную характерную
манеру танца, культивировавшуюся на местных milongas del barrio с
семейной публикой, и все они отличались от стиля, принятого на milongas
del centro – городского центра.
В центре города одинокие
иммигранты (Испания, юг Италии), оторванные от семьи, встречались с
девочками из Восточной Европы, похищенными или увезенными обманом. (Много было и француженок, что нашло отражение в текстах танго. – Н.О.)
Здесь родилась танго-меланхолия. Каждый затерянный среди миллиона
безымянных незнакомцев искал в близком объятии человеческого тепла. Так
появился стиль апиладо, часто именуемый стилем милонгеро. Что
некорректно, т.к. tango milonguero включает в себя все аутентичные стили, которые танцуют milongueros между собой и для себя.
Первое
поколение орижерос именовали себя «компадрес» («кумовья») и были людьми
опасными. Второе поколение, «компадритос», их имитировали, хоть и не
всегда от них происходили, и очень переигрывали в своей задиристости,
соревновательности, стремлении «себя поставить». Если ты настоящий, ты
тих и люди вокруг тебя тоже. Зато фанфаронистые компадритос сделали
ярким и свой танец.
Танго апиладо представляет собой редукцию
стиля орижеро и последнюю стадию эволюции социальных стилей танго. После
того, как Антонио Тодаро и Virulazo стали танцорами «на экспорт»,
началась история танго как коммерческого танца. В 1993 году состоялась
встреча учителей, на которой было получено конфиденциальное послание еще
одного из изобретателей танго-на-экспорт: «Не учите их
ведению-следованию, учите хореографии. Не убивайте курицу, несущую
золотые яйца.»
Вопрос: Что случилось с танго как формой досуга после 60-х?
Зарубежная
музыка и субкультура завладели вниманием молодежи. Кроме того, ночью на
улицах стало небезопасно. Популярность милонг пошла на убыль,
прервалась связь поколений. А новый виток развития танго связан с
продажей фигур на экспорт, и это уже не то танго, которое было родным
для Рубена Тербалька.
Вопрос: Каковы «правила настоящего танго» для старых милонгерос?
1 ) импровизация по правилам, но без заученных связок; 2 ) ведение и следование; 3 ) связь с музыкой; 4 ) уважение к ронде; 5 ) объятие не меняется; 6 ) хорошее заземление; 7 ) движение параллельно полу, без смены уровня, опорная нога не согнута; 8 ) постоянный контакт свободной ноги с полом; 9 ) нет стремления произвести впечатление; 10) качество и деликатность.
|
Категория: Статьи о танго | Добавил: Nadia (20.07.2012)
|
Просмотров: 2015
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|