Меню сайта

Категории раздела

Статьи о танго [11]
Техника танцевания [3]
Статьи и видео-материалы о технике танго

Статистика

Block title

Block content

Block title

Block content

Поиск

Главная » Статьи » Статьи о танго

Танго как популярный танец периода 1860х-1960х гг.
ТАНГО КАК ПОПУЛЯРНЫЙ ТАНЕЦ ПЕРИОДА 1860х – 1960х гг.

Лекция с видеоархивом: Рубен Тербалька, в прошлом профессор Университета Танго Буэнос-Айреса
(а также один из старых милонгерос, по прозвищу «Милонга», чей двоюродный дед, в 1914 году прибывший в БА из Одессы, уже в 1928 издал танго собственного сочинения)

Конспект и перевод: Наталья Орлова. Текст с примечаниями одобрен автором для публикации.

Содержание данного текста является частью неопубликованной книги. Его воспроизведение разрешается исключительно на условиях указания имени автора, личного веб-сайта автора http://www.rubenmilonga.com.ar/, имени переводчика и нижеследующей оговорки:

Лекция представляет собой схематическое сжатое изложение, но не исчерпывающее объяснение сложного социального процесса, поскольку сто лет эволюции нуждаются в большем объеме и времени для описания. Все периоды развития датированы здесь приблизительно.


Танец, известный нам как аргентинское танго, ведет свой род с обоих берегов устья реки Ла Плата – из Буэнос-Айреса и Монтевидео; справедливости ради его стоило бы называть Tango Rioplatense.

Слово «танго» на языке кимбунду африканских народностей группы банту означает «место встречи». Первые свидетельства об официально разрешенных негритянских вечеринках в Аргентине относятся к началу XIX столетия. В 1865 году население БА составляли 100000 чел., из них каждый третий – чернокожий. Сегодняшняя агломерация Большой Буэнос-Айрес насчитывает ок. 14 миллионов человек, и мулаты за это время ассимилировались.

По окончании гражданской войны в 1861 году демобилизованные солдаты осели на окраинах столицы. Их было семь тысяч деревенских мужиков, примерно половина – молодежи, и все хотели кутить. Местные отнеслись к ним без дружелюбия, особенно испанцы и горожане, так что дембеля отправились тусоваться с неграми.

Танцы проходили на открытых площадках, за городской чертой или в «черных кварталах». Вели партнеры лбом, объятие если присутствовало, то минимальное. Кандомбе изначально было открытым танцем, т.е. танцем без объятия. Однажды стало модным оставаться в объятии, и началась история стилей танго.

1. Canyengue (канженге)
первые свидетельства очевидцев относятся к 1870м; в моде до 1930x
образцовый танцор: El Pibe Palermo

Канженге имеет те же корни, что и негритянский танец кандомбе (открытый, как мы помним), поэтому поначалу пара двигалась на своих осях. Из канженге в дальнейшем возникло танго орижеро и привнесло объятие «треугольником». (В том стиле канженге, который энтузиасты танцуют сейчас, партнер подпирает своим телом партнершин вес, что дает паре характерную «стекающую» постуру на основательно подогнутых коленях. – Прим. Н.О. по материалам семинаров Р.Т.)

Естественная земляная танцплощадка диктовала шаг вприпрыжку. А еще в пыли можно было рисовать ногами; известно о танцоре, выписывавшем таким образом свое или чужие имена. Характерными чертами танца были пробежки (corridas), украшения ногами и согнутые колени. Уже присутствовали очо с разворотом бедер, но не было "традиционного” танговского креста. Негры вели партнершу рукой за… область крестца, чувствуя себя при этом вполне невинно и естественно. Солдатам понравилось. Общественность пришла в ужас. Еще 40 лет назад венский вальс на дистанции вытянутой руки порицался католической церковью.

Гендерные определения мужчины и женщины в танце строго различались (что получило продолжение во всех стилях танго). Существовали фигуры «чисто мужские» и «чисто женские». В негритянском канженге головы танцоров опущены. Эль Качафас в процессе перехода от канженге к орижеро распрямил постуру, подобно танцору фламенко.

2. Tango Orillero (орижеро)
1880 – 1960
образцовые танцоры: El Cachafaz и, после эволюции танца, Juan Carlos Copes. Последний, знаменитый своей сценической хореографией, был принят и в обществе милонгерос. Так он танцевал для себя среди своих.

У черных было канженге. У белых, бывших солдат, бывших гаучо, которые тоже в большинстве своем ни разу не ступали по иному полу, нежели земляной, было танго орижеро (orilla – граница города). С появлением канженге танго еще не обозначало род музыки – лишь способ танцевания. В ходу были полька, ранчера, милонга (не та, что сейчас), хабанера, куадрижа, лансерос. В пору орижеро произошел своего рода музыкальный ремикс и возникла музыка танго.

Белые позаимствовали у негров чувственность, добавили состязание в элегантности и изрядную долю бордельного юмора. Большинство танцевальных фигур имели грязный подтекст, отражающий сексуальные ситуации. Ганчо считалось очень эпатажной и очень мужской фигурой – ни в коем случае не женской.

Неудивительно, что в границах города этот танец был запрещен. Но музыка преодолела границы и захватила Байрес. Девушкам, разучивавшим ноты, страшно хотелось танцевать, но отцы и братья, будучи в курсе происхождения танца, тому противились. Тем временем пышные бордельные пирушки открыли танцорам шикарные плоские полы из дерева и других материалов. Стилистика движения стала больше привязана к полу, как бы ласкаемому ногами.

Последовавшую с года этак 1904-го легализацию танго можно считать маленькой феминистической революцией.

3. Tango liso, Tango de Salon (танго-салон)
1904 – 1955
образцовые танцоры: Beatris y Tito (Jorge Titos)

1904: музыка танго популярна, танец разрешен, но только в форме шагов, без фигур и контакта в корпусе. Пара танцует на своих осях, просвет между телами минимален. Ничто иное танго-салоном не является.

Так стали танцевать в некоторых городских домах, на твердом гладком полу. Отсюда принцип «ласкайте пол», не отрывая стопы (что до сих пор актуально для всех стилей, кроме канженге). Отрывать ногу от пола, «подпрыгивать» в шаге или сгибать колени, как это делали на земляном полу – означало грешить против качества танца. (Все же, если присмотреться к видеоиллюстрациям, нога ведется низко-низко над полом и делает «топ», а не «шарк». – Н.О.) Никаких излишеств. Единственное, чем позволялось выделяться хорошему танцору, это качество и утонченность, чуткость, деликатность движения.

Бордели, в свою очередь, превратились в процветающий бизнес. Число иммигрантов увеличилось до миллиона одиноких мужчин, которые, коротая время в «залах ожидания», зубоскалили между собой на темы негров и секса. Эти же залы сделались средоточием развития культуры, от музыкальных презентаций до изобретения танго-связок. Бордели уподобились дворцам, богачи проводили там частные вечеринки. Иногда, пока семейство в отъезде, они забирали бордель на дом. Приглашались лучшие девочки, лучшие танцоры орижеро и лучшие музыканты. Даже певческая карьера Гарделя поначалу была связана с борделями.

Лучшие танцоры оценили прелесть гладкого пола, а, отведав хорошего пола, становились еще лучшими танцорами. Орижеро на паркете стало называться bailar con cortes (1930-1960), что означало прерывание фигурами гладкой поступи tango liso.

4. Medio Corte Elegante
1945 – 1960
образцовый танцор: "Filipinis”

Исчезла связь фигур с их эротическим подтекстом. Многие «подкованные» танцоры пожелали танцевать фигуры в элегантной и скромной манере. К этому направлению относится стиль Villa Urquiza.

5. Tango Apilado (танго апиладо)
1929 – 1960

Районы Буэнос-Айреса разрослись. Каждый из них обрел собственную характерную манеру танца, культивировавшуюся на местных milongas del barrio с семейной публикой, и все они отличались от стиля, принятого на milongas del centro – городского центра.

В центре города одинокие иммигранты (Испания, юг Италии), оторванные от семьи, встречались с девочками из Восточной Европы, похищенными или увезенными обманом. (Много было и француженок, что нашло отражение в текстах танго. – Н.О.) Здесь родилась танго-меланхолия. Каждый затерянный среди миллиона безымянных незнакомцев искал в близком объятии человеческого тепла. Так появился стиль апиладо, часто именуемый стилем милонгеро. Что некорректно, т.к. tango milonguero включает в себя все аутентичные стили, которые танцуют milongueros между собой и для себя.

Первое поколение орижерос именовали себя «компадрес» («кумовья») и были людьми опасными. Второе поколение, «компадритос», их имитировали, хоть и не всегда от них происходили, и очень переигрывали в своей задиристости, соревновательности, стремлении «себя поставить». Если ты настоящий, ты тих и люди вокруг тебя тоже. Зато фанфаронистые компадритос сделали ярким и свой танец.

Танго апиладо представляет собой редукцию стиля орижеро и последнюю стадию эволюции социальных стилей танго. После того, как Антонио Тодаро и Virulazo стали танцорами «на экспорт», началась история танго как коммерческого танца. В 1993 году состоялась встреча учителей, на которой было получено конфиденциальное послание еще одного из изобретателей танго-на-экспорт: «Не учите их ведению-следованию, учите хореографии. Не убивайте курицу, несущую золотые яйца.»

Вопрос: Что случилось с танго как формой досуга после 60-х?

Зарубежная музыка и субкультура завладели вниманием молодежи. Кроме того, ночью на улицах стало небезопасно. Популярность милонг пошла на убыль, прервалась связь поколений. А новый виток развития танго связан с продажей фигур на экспорт, и это уже не то танго, которое было родным для Рубена Тербалька.

Вопрос: Каковы «правила настоящего танго» для старых милонгерос?

1 ) импровизация по правилам, но без заученных связок;
2 ) ведение и следование;
3 ) связь с музыкой;
4 ) уважение к ронде;
5 ) объятие не меняется;
6 ) хорошее заземление;
7 ) движение параллельно полу, без смены уровня, опорная нога не согнута;
8 ) постоянный контакт свободной ноги с полом;
9 ) нет стремления произвести впечатление;
10) качество и деликатность.
Категория: Статьи о танго | Добавил: Nadia (20.07.2012)
Просмотров: 1071 | Рейтинг: 0.0/0