«Хотите афоризм? – спрашивает Ольга Тарнавская, одна из тех, кого
в киевской танго-тусовке называют маньяками. – Танго с хорошим
партнёром – как война. Легко начать, тяжело закончить и невозможно
забыть». Девушка начала заниматься полтора года назад и первые полгода
ходила на занятия пять-шесть раз в неделю. «Казалось, всё мало», –
объясняет она.
Человек и тангеро.
Увлёкшись аргентинским танго восемь лет назад, Александр Хомяк организовал старейшую в Киеве милонгу
«На первых киевских милонгах (танцевальных вечерах, где играют исключительно танго. – Фокус)
нам просто показывали базовые шаги, и мы сразу начинали танцевать», –
вспоминает Александр Хомяк. Дело было восемь лет назад, милонги тогда
больше напоминали квартирники, а мода на танго в Украине только
начиналась. В аргентинском танго, как и в других социальных танцах, в
отличие от бальных, нет постановочной хореографии. Вместо неё есть
несколько базовых движений, а весь танец строится на импровизации.
Александр до сих пор танцует танго, а чтобы не делать это в одиночестве,
дважды в неделю организовывает милонги в столичном кафе-театре
«Театрион».
Мест, где танцуют танго, становится всё больше –
только в столице работает десяток школ. Месяц назад открылась летняя
площадка на Оболонской набережной. Если занятий с тренером не хватает,
можно посещать «практики» – туда приходят танцевать парами,
договорившись с партнёром заранее. Регулярно проходят и фестивали, куда
приезжают давать мастер-классы учителя из Аргентины.
«Когда-то
занималась бальными танцами, потом захотелось чего-то более душевного.
Аргентинское танго – как раз такой танец», – рассказывает Надежда
Черноусова. За семь лет занятий она успела превратить танго из хобби в
способ жизни. Бросила денежную работу, где нужно было заниматься
маркетинговыми исследованиями, и открыла танцевальную школу. «Этот танец
раскрывает характер человека, – делится она своими наблюдениями. – К
примеру, те, кто умеют слушать и быть внимательным к другим, учатся
быстрее». В танго, как практически в любом парном танце, ведёт партнёр.
Но, чтобы танец состоялся, оба человека в паре должны прислушиваться друг к другу и быстро реагировать
на движения. «Одно сердце и четыре ноги», – патетично описывают танго
сами танцоры. Правда, к самому процессу подходят практично: более
опытные партнёры не очень любят танцевать с новичками. Тем более что
критиковать и поправлять партнёра во время милонги – дурной тон.
С
недавних пор Надежда обеспечивает киевское танго-сообщество
танцевальной обувью*. Она должна быть не тесная, без острых носков, с
гладкой подошвой и устойчивым каблуком. «Туфли – это отдельная тема, –
говорит Надежда. – У хорошей тангеры много обуви не бывает. Под каждый
наряд должна быть своя пара, с разной высотой каблука».
*Подробнее здесь: http://tangoquerido.at.ua/publ/tango_obuv_zhenskie_tufli_turquoise/1-1-0-11
У тангеро
не бывает слишком много обуви и одежды. «Эти люди каждый день носят
одежду, которую нормальные люди надевают раз в год, и то на карнавал», –
полушутя говорит Татьяна Мигашко, организовавшая площадку для танго на
Оболонской набережной Киева. Те, кто давно занимается танго, шутят о
себе: настоящий тангеро и повседневную одежду подбирает по главному
критерию – можно ли обновку надеть на милонгу. И если нет – вещь вряд ли
попадёт в его гардероб.
«В
танго меня привела подруга два года назад», – рассказывает киевлянка
Ирина Городецкая. С тех пор ей удалось не только исправить осанку, но и
стать танго-диджеем. Собрав внушительную коллекцию записей, Ирина решила
поделиться музыкой с другими и теперь делает танцевальные подборки для
милонг. Она может бесконечно рассуждать о разнице между классическими
оркестрами 1920–30-х и более электронным нуэво.
Рассуждения
эти без специальной подготовки бывает трудно понять: привычные для
тангеро слова вроде «танда», «кортина», «кумпарсита» или «кабесео» нужно
переводить. Танда, например, – это подборка из трёх-четырёх мелодий,
под которые принято танцевать без перерыва. Кортина – мелодия, которую
ставят в перерыве между тандами, кумпарсита – танго, которое играет в
финале вечера. А кабесео – главный принцип общения в танго-сообществе.
«Приглашать
мужчину на танец словами – дурной тон», – объясняет Ольга Тарнавская.
Правильное приглашение происходит с помощью взгляда: нужно долго и
пристально смотреть на партнёра, и если он согласен танцевать, то
отвечает таким же долгим взглядом. Если же приглашающий получил отказ,
то повторить попытку с другим партнёром можно только по окончании танды,
излишняя поспешность будет воспринята как грубость. И ни в коем случае
нельзя после первого же танца говорить «спасибо»: в танго это слово
означает не благодарность хорошему партнёру, а отказ танцевать дальше.
Правила
поведения на милонге собраны в «кодигос» – специальном своде. Впрочем,
запутанный этикет танцующим не мешает: без склонности к мелодраматизму
вообще сложно увлечься аргентинским танго. «Мало кто понимает, но танго –
больше чем танец, это разговор, в котором каждый шаг – это слово», –
говорит Владимир Шутов. Научиться танцевать ему захотелось ещё в 15 лет,
и к 27 годам он осуществил мечту. Для кого-то три минуты танца в паре –
возможность прожить маленькую жизнь. А кому-то нужен способ привнести
экзотику в свой быт, особенно если работа офисная, а большинство
танцующих – юристы, компьютерщики и бухгалтеры. «Люди приходят в танго
по разным причинам, но остаются те, у кого этот танец и эта музыка
вызывают эмоции», – уверена Ирина Городецкая. Впрочем, даже если эмоции
не появятся, умение двигаться ещё никому не вредило.
Юлия Куприна, Фокус